Я устал, я ухожу

Как редактировать, когда устал от текста

Когда вижу текст впервые, руки чешутся начать редактировать. Могу часами работать со структурой, переписывать абзацы и предложения, убирать вводные слова. Задаю вопросы автору, жду ответов, снова даю правки, опять жду. Но с каждой итерацией возвращаться к тексту всё сложнее.

Последние подходы — адская мука. Я уже ничего не вижу, мелкие правки делаю с трудом, сомневаюсь, что статья кому-то нужна. Проще закрыть и опубликовать что есть. Но так нельзя. В недоредаченном тексте обязательно есть косяк, который кто-нибудь найдёт. Это будет мелочь, но когда кто-то напишет в общий чат «вообще-то то же пишется слитно» — будет неприятно и перед автором стыдно.

Почему редактировать больно

По тем же причинам, по которым больно думать и по которым нас накрывает прокрастинация. Об этом очень много написано, а лучше всего — у Максима Дорофеева в книге «Джедайские техники».

Больше всего к теме редакторской прокрастинации подходит история про обезьянку в голове. Идея не Дорофеева, но Максим изложил ее максимально доступно (и на русском). Если коротко: мозг работает так, как будто внутри него сидит некий сознательный тип и обезьянка. Они борятся за пульт управления человеком.

Сознательный тип — вполне адекватный субъект, но очень быстро устаёт. Обезьянка не вполне адекватна, но полна энергии. Поэтому большую часть времени нами рулит именно она. Обезьянка любит делать простое и приятное, а сложное и неприятное не любит.

Что важно знать об обезьянке:

  1. Обезьянке нужны простые задачи. Если задачи непростые и непонятно, как и за какую браться в первую очередь, обезьянка говорит себе: «потом подумаю», а сама идет в фейсбук залипать на гифки с котиками.
  2. Задачи должны быть выписаны. Если в голове много задач, обезьянка устает.
  3. Обезьянка боится дедлайнов. Когда сроки горят, обезьянка готова работать быстро и сосредоточенно*.

Если следовать логике про обезьянку, то становится понятно, почему добивать текст сложно.

Что происходит

Что чувствует обезьянка

Мелкие и легкие ошибки уже поправлены. Остались крупные и сложные: простого ответа нет, надо думать, и договариваться с автором.

Обезьянка видит, что надо думать и говорит себе: «потом подумаю».

Текст отредактирован, но надо его вычитать на ошибки. Спорные вопросы надо уточнять в справочниках.

Мелочей слишком много, обезьянка не понимает, за какую браться в первую очередь и не берётся ни за что.

В целом редактура окончена, но что-то в нем не нравится. Нет полной уверенности, а времени на доработку нет.

Обезьянка не понимает, почему эта кучка слов вызывает в человеке боль, и старается отойти подальше, чтобы боль не испытывать.

Что делать, чтобы не было больно

Когда у сознательного типа в голове есть силы, их надо потратить на укрощение обезьянки: все задачи выписывать; формулировать задачи конкретно.

Все задачи выписывать. «Подвешенные» в голове задачи съедают оперативную память, отнимая ресурсы и у сознательного типа, и у обезьянки. «Выгрузить» задачи из головы можно, выписав их. Только не куда придется, а в надежное место. Надёжное место — то, которому вы доверяете, и к которому вы часто обращается. Бумажный блокнот или электронный туду-лист — неважно.

У меня иногда роль такого списка выполняют комменты в гугл-доке. Главное, перед началом работы договориться с собой, какую часть я сейчас буду делать. Иначе объем оставленных собою комментов может напугать. Поэтому отдельный список работает все-таки лучше.

Формулировать задачи максимально конкретно. Задача «добавить статье огня» — плохая задача. Кандидат на то, чтобы не быть сделанной никогда.

— Как добавить статье огня?
— Надо подумать.
— Хорошо, потом подумаем.

Если чуть-чуть напрячься, то задачу можно переформулировать. В зависимости от ситуации это может быть «попросить привести примеры», «добавить иллюстрации», «изменить подзаголовки», «переписать лид на более бодрый» и т. д. Такую задачу обезьянка подхватит с легкостью.

Избавление от всех бед

  1. Нежелание добивать статью — обычная прокрастинация.
  2. Прокрастинация лечится простыми способами.
  3. Надо выписывать все задачи по тексту.
  4. Надо формулировать задачи максимально четко.
  5. Выполненные задачи вычеркивать.

Выписывать все, что касается работы над текстом. Непонятные задачи формулировать понятно. Брать по одной задаче из списка и делать. Вот такая тема.

*Это только те идеи, которые показались интересными мне. Подробнее о концепции можно послушать в записи выступления Максима Дорофеева или почитать в его блоге.